Обитель зла / Resident Evil (2002)
Фильмы франшизы "Обитель зла", от худшего к лучшему
Начавшись в 1996 году с относительно простой видеоигры в жанре ужасов выживания (survival horror), франшиза «Обитель зла» (Resident Evil) стала одной из самых узнаваемых в современной поп-культуре за последние два десятилетия. За это время вышла целая серия экранизаций игры и, по всей видимости, они будут появляться ещё в течение какого-то времени.
На сегодняшний день франшиза насчитывает шесть художественных фильмов, главную роль в которых сыграла Милла Йовович (Milla Jovovich), и нескольких анимационных картин от производителя оригинальной видеоигры фирмы Capcom. Я не буду рассматривать в данном рейтинговом обзоре мультфильмы, а только киноленты с участием живых персонажей, расположив их от худшего до лучшего фильма франшизы.
6. Обитель зла: Последняя глава (Resident Evil: The Final Chapter, 2016)
Последняя (или крайняя?) на данный момент часть франшизы, буквально перенасыщена персонажами из предыдущих фильмов и многочисленными отсылками к прошедшим событиям, что делает сюжет фильма чрезвычайно запутанным для неподготовленного зрителя. А в самой картине чувствуется некая «усталость» её создателей, преподносящих нам фильм с нотками фатализма – как получилось, так и получилось. Последняя работа Пола У. С. Андерсона в этой франшизе, которую он возглавлял и лелеял в течение четырнадцати лет, больше похожа на похоронный марш, чем на праздничный оркестр.
«Обитель зла: Последняя глава» (Resident Evil: The Final Chapter), это даже не завершающий победный круг, а больше похоже на последнюю пробежку по стадиону, прежде чем его закроют навсегда. Можно долго возмущаться тем, что нам какой раз преподнесли те же сюжетные ходы и идеи, которые уже были использованы во франшизе раньше, но даже эту вторичность можно было бы простить, если бы не ужасно отвратительный монтаж картины. Единственно что спасает этот фильм от полного провала, действительно хардкорное завершение.
5. Обитель зла 3 (Resident Evil: Extinction, 2007)
Картина «Обитель зла 3» (Resident Evil: Extinction) была первой реальной попыткой франшизы уйти от сюжета видеоигры, но полностью этого сделать не удалось, возможно препятствием этому стали два предыдущих фильма, которые, так или иначе, являлись адаптацией оригинальной игры.
Сюжетная история и мифология мира, в котором разворачивается действие картины, претерпели серьёзные изменения. В первых кадрах фильма зрителю объясняют, что вирус не только погубил человеческую цивилизацию, но и нарушил мировую экосистему. Видимо, таким образом создатели картины предполагали объяснить эстетику «Безумного Макса» присутствующую в фильме, а каким образом зомби-эпидемия превратила планету в пустыню, здесь уже роли не играло. Как вы понимаете, третья часть франшизы стала также той точкой, где события предыдущих фильмов стали играть всё меньшее и меньшее значение. Если, конечно, они не были переработаны в связи с новой концепцией сюжетной линии.
4. Обитель зла 2: Апокалипсис (Resident Evil: Apocalypse, 2004)
Несмотря на то, что специальные эффекты и экшен-сцены в третьей части франшизы сделаны лучше, «Обитель зла 2: Апокалипсис» (Resident Evil: Apocalypse) - это тип фильма, который постоянно пытается развлечь нас, несмотря на все свои недостатки. У него более лёгкий сюжет, чем у большинства фильмов франшизы, а зомби присутствуют в каждой сцене и в любых количествах.
«Апокалипсис» вышел на экраны в то время, когда «Обитель зла», как общий бренд, начал трансформацию из научно-фантастического хоррора в фильмы-экшен с элементами фантастики. Также, это было время, когда предпринимались попытки добавить немного юмора, с точки зрения нелепости ситуаций. Результаты получались весьма забавными.
3. Обитель зла 4: Жизнь после смерти (Resident Evil: Afterlife, 2010)
Следуя по пути начатому «Апокалипсисом», «Обитель зла 4: Жизнь после смерти» (Resident Evil: Afterlife) решила полностью отказаться от всех претензий на фильм ужасов или научно-фантастическую картину, а выдать на-гора столько экшена, насколько позволял её бюджет. После эффектного начала, когда армия клонов Миллы Йовович штурмует секретное подземное убежище, фильм, к сожалению, делает некоторый перерыв в боевых сценах, а зритель получает передышку.
Но расслабляться не стоит, так как последующие не очень активные эпизоды фильма просто дают время картине «подзарядиться» для финальных экшен-сцен, включающих в себя какое-то восхитительно забавное кунг-фу, а также противостояние героев такому количеству ходячих мертвецов, что Зак Снайдер со своими «300 спартанцами» просто нервно курит в сторонке.
2. Обитель зла (Resident Evil, 2002)
Первый фильм франшизы, который снял Пол У. С. Андерсон, несмотря на все его недостатки, стал самым сложным и самым успешным для режиссёра. Сцена с ловушкой из лазерной сетки в коридоре стала настолько знаковой для сериала, что её трижды снова использовали в продолжениях. Фильмы по видеоиграм никогда не были особенно успешными и, по сути, до сих пор не являются, но оригинальная картина «Обитель зла» (Resident Evil) стала относительной вехой творческого успеха в плане адаптации видеоигр для кино.
В том, что действие «Обители зла» происходит в основном в одной локации, есть лёгкость и простота сюжета, которая отсутствует в других фильмах франшизы. Его неторопливое повествование не просто наполнение экранного времени, а планомерное и эффективное нагнетание атмосферы. По сути, только эту часть сериала можно с уверенностью отнести к жанру фильмов ужасов.
1. Обитель зла: Возмездие (Resident Evil: Retribution, 2012)
Пожалуй, самый наглядный пример того, к чему стремился вывести франшизу Пол У. С. Андерсон, которая есть и остаётся его самой интересной попыткой. «Обитель зла: Возмездие» (Resident Evil: Retribution) начинается со сложной экшен-сцены, воспроизводимой в обратном порядке, которой закончилась предыдущая часть сериала.
В этой картине появляются не только новые персонажи, но и возвращаются горячо любимые фанатами герои предыдущих частей франшизы, для участия в поистине феерическом финале, который, по сути, должен был быть завершением истории Элис. Но, как я писал выше, «Последняя глава» вновь переиграла сюжет, лишив предыдущие истории смысла, а сильный финал «Возмездия» - грандиозности.