| Рассвет мертвецов
Dawn Of The Dead (1978)
Название: Рассвет мертвецов
Оригинальное название: Dawn Of The Dead
Год выхода: 1978
Жанр: Ужасы, фантастика
Режиссер: Джордж А. Ромеро
В ролях: Дэвид Эмджи, Кен Фори, Скотт Х. Райнигер, Гэйлен Росс, Дэвид Кроуфорд, Дэвид Эрли, Ричард Франс, Хауард Смит, Дэниэл Дитрих, Фред Бэйкер, Джеймс Э. Баффико, Род Стауффер, Джесси Дель Гре, Клэйтон МакКиннон, Джон Райс, Тед Бэнк, Патрик Макклоски, Рэнди Ковиц, Джозеф Пилато, Паскуале Буба, Том Савини, Тони Буба, Марти Шифф, Тасо Н. Ставракис, Руди Риччи, Клэйтон Хилл, Джон Эмплас, Кристина Форрест, Рой Фрамкес, Майкл Горник, Джон Харрисон, Джордж А. Ромеро, Уорнер Шук, Роберт Уильямс
О фильме: Кошмар зомби, начавшийся в фильме "Ночь живых мертвецов", продолжается. Спасшиеся от ужаса мертвых на вертолете, четверо путешественников вынуждены приземлиться на крышу супермаркета. Там они находят пищу, приют и неприятности.
Многоэтажный магазин сверху донизу забит глупыми ходячими трупами. Развлекая себя отстрелом мертвецов люди и не подозревают что всего через несколько часов один из них станет тем, кого они так легко убивают — плотоядным зомби, а чуть позже в магазин нагрянет банда отморозков не делающая различия между живым и мертвым, единственным желанием которых является жажда наживы и насилия.
Страна: Италия, США
Студия: Laurel Group
Продолжительность: 02:19:42
Звук:
Аудио #1: Русский (AC3, 6 ch, 448 Кбит/с) / Профессиональный многоголосый
Аудио #2: Русский (AC3, 2 ch, 192 Кбит/с) / Профессиональный одноголосый (Tycoon)
Аудио #3: Русский (AC3, 2 ch, 192 Кбит/с) / Авторский одноголосый (С. Визгунов)
Аудио #4: Русский (AC3, 2 ch, 192 Кбит/с) / Авторский одноголосый (А. Кашкин)
Версии фильма
Данная версия - Расширенная версия (Extended Cut)
«Удлиненная версия» была создана в спешке для показа на международном кинофестивале в Каннах 1977 года. В 1994 году эту версию выпустили в японских кинотеатрах как «режиссёрскую версию». Тем не менее, это был скорее маркетинговый ход, так как сам Ромеро считает эту монтажную версию недоделанной, рабочей версией. Тем не менее, данный вариант фильма наиболее распространен в США и выходил на лазерном диске и DVD. Она длится 139 минут.
Версия Ардженто - (Argento Cut / European Cut)
Дарио Ардженто финансировал 50 % фильма и получил право на собственную монтажную версию для не-англоязычных стран (за исключением латинской Америки) и право на прокат в этих странах. В версии Ардженто (также известна как «итальянская версия» или «европейская версия») удалили несколько диалогов и сцен характеризации персонажей; в ней преобладают приключенческие и насильственные аспекты фильма.
Ардженто также вырезал юмористические сцены и использовал в качестве музыкального сопровождения практически исключительно музыку Goblin. В результате в монтажной версии Ардженто несколько пострадали социально-критические высказывания версии Ромеро, но по части темпа и ритма эта версия несколько выигрывает.
И хотя версия Ардженто короче обеих версий Ромеро, в ней присутствуют несколько сцен, которых нет в тех версиях. Большинство европейских версий основаны на этом варианте, который вышел в прокат под названием «Zombie». Джордж Ромеро не любит этот монтажный вариант фильма, который длится около 119 минут.
Американская киноверсия (Theatrical Cut)
Предпочитаемая версия Джорджа Ромеро вышла в 1979 году в американском кинопрокате; в легко урезанной форме её также выпустили в Канаде и Великобритании. Данная версия представляет собой окончательный результат работы Ромеро над монтажом. В сравнении с удлиненной версией были удалены некоторые маловажные сцены; в ней также содержится больше музыки Goblin. Кроме того, в монтаже были сделаны некоторые изменения, в результате которых события более логично следуют друг за другом. Она длится 127 минут.
- Бюджет картины составил 1 500 000 долларов: половину дал Дарио Ардженто, сам режиссер вложил 25 тысяч и попросил у друга право использовать огромный супермаркет в Пенсильвании с 10 вечера до 6 утра. В обмен на финансирование Ардженто имел право использовать свою версию этой картины, которая целиком длится 170 минут, для проката в Европе.
- В универмаге в Монроэвилле (штат Пенсильвания), где снимался фильм, никогда не было отдела оружия. Соответствующие сцены Ромеро снимал в оружейном магазинчике в Питтсбурге. Также в Питтсбурге снимались «квартиры», которые сделали себе герои фильма, а также сцены с шахтой лифта.
- Съёмки в универмаге проходили зимой 1976-1977 годов с трёхнедельным перерывом на «сезон рождественских покупок», во время которого снимались другие сцены, в частности сцены в телестудии.
- Режиссёр Джордж Ромеро засветился в начале фильма в роли режиссёра телепередачи, а его будущая жена Кристин Форрест — в роли его ассистентки (её родители тоже появились в фильме в качестве зомби).
- Постановщик спецэффектов Том Савини сыграл в фильме главаря байкеров.
- Двух детей-зомби, нападающих на Питера в аэропорту, играли племянница и племянник Тома Савини Донна и Майк.
- Большинство использованной в фильме крови — смесь из пищевого красителя, орехового масла и сахарного сиропа. Тому Савини не нравилось, как выглядит кровь в фильме, но сам Ромеро решил, что для фильма, снятого в стиле комикса, она выглядит идеально.
- Официально было заявлено, что бюджет фильма — $1,5 миллиона. Позднее продюсер Ричард Рубинштейн заявил, что на самом деле денег на фильм ушло в три раза меньше, а сумма была завышена исключительно в маркетинговых целях.
- Заявлялось, что каждому статисту в фильме в качестве платы были выданы $20, коробка с обедом быстрого приготовления и футболка «Dawn Of The Dead». Многие статисты (особенно те, которых снимали крупным планом) были друзьями и знакомыми людей, работавших на съёмочной площадке. Некоторые зомби с увечьями игрались настоящими инвалидами.
- Некоторые из игравших зомби статистов часто собирались в баре Brown Derby, расположенном в том же универмаге. Выпивка довела до того, что однажды ночью они украли гольф-карт и, катаясь на нём по универмагу, разбили одну из мраморных колонн, вследствие чего создателям фильма пришлось возместить ущерб на сумму $7.000.
- Многих из снимавшихся в фильме байкеров играли настоящие члены местного байкерского клуба Pagans Motorcycle Club.
- Сцены в вертолёте снимали на земле, раскрашивая задний план в синий или чёрный цвет.
- Машина, использовавшаяся в сценах езды по универмагу — Vokswagen Scirocco 1977 года, вертолёт — Bell Jet Ranger II.
- Игравшая Фрэн актриса Гэйлин Росс отказалась кричать в кадре, считая, что её персонаж — сильная и волевая женщина, и поэтому всяческие вопли будут её дискредитировать. Ромеро не стал её уговаривать.
- Цензоры пригрозили присвоить фильму категорию «X», если Ромеро не вырежет из него наиболее жёсткие сцены. «Резать» фильм Ромеро не захотел. В конце концов, ссылаясь на отсутствие в фильме порнографии, он сумел уговорить дистрибьютеров, и официально картина вышла на экраны без возрастных ограничений, хотя в трейлерах и на рекламных плакатах всё равно указывалось, что картина не предназначена для детей до 17 лет.
- У фильма была альтернативная концовка, в которой и Питер, и Фрэн совершают самоубийство, но Ромеро посчитал, что она будет выглядеть слишком мрачно, и по совету Кристин Форрест «позволил» главным героям спастись.
- Идея фильма восходит к случаю в 1974 году, когда друг Ромеро и один из его инвесторов решил показать ему свой торговый центр, находящийся в Монревиле — что в нескольких километрах от Питтсбурга. При осмотре торгового центра Ромеро пришла идея о том, что такое здание вполне может послужить убежищем в случае катастрофы. Впоследствии именно этот центр и послужил основным элементом фильма.
Просто сказать, что «Рассвет мертвецов» — лучший зомби-фильм Джорджа Ромеро не достаточно. Эта картина актуальна и более чем тридцать лет спустя.
Несмотря на то, что в жанре господствует «Обитель зла» и еще несколько картин, «Рассвет» занимает особое место. И не только потому, что его автором является основоположник всего жанра — Джордж Ромеро. Это еще и очень необычный фильм, даже в своем жанре. Но обо всем по порядку.
Во-первых, интересный сюжет, выделяющийся из общего потока себе подобных, не дает усомниться в реальности происходящего. В центре сюжета не количество мертвецов на экране, а человеческие отношения.
Во-вторых, актерский состав. Удачно выбраны актеры на каждую из ролей. Что очень важно — каждый из них в первую очередь простой человек, а не «крутой парень» или «девчонка-сорванец». А Кен Фори, сыгравший Питера, стал одной из икон всего жанра зомби-муви.
В-третьих, саундтрек, над которым трудились сразу несколько талантливых композиторов, отлично подходит к утопической атмосфере картины.
Но все же самое главное: этот фильм не про кровожадных зомби, а про отношения людей в критических ситуациях. Я думаю, каждый после просмотра поймет Джорджа Ромеро, который показал в своем фильме, что людям необходимо уделять больше внимания друг друга, а не собственным физиологическим и материальным потребностям.
«Рассвет мертвецов» необходимо посмотреть любому поклоннику жанра или отличных фильмов вообще, ведь каждый найдет в нем что-то свое.
10 из 10
От «Ночи» этот фильм отличается кардинально, и, надо сказать, что второй фильм классической трилогии не только не уступает первому, но и превосходит его.
Помимо очень убедительной психологии, отлично прописанного психологизма, классной актерской игры, аллюзий на общество и кучи находок, определивших фильм как целую веху жанра, в нем присутствует потрясающая логичность поступков персонажей. Это кино пугает, но пугает отнюдь не зомби, а живыми людьми. Стоит героям выкарабкаться из скомканного начала и остаться наедине с самими собой, как характеры их начинают стремительно раскрываться и меняться.
Нас как бы заманивают в ловушку: показывают потрясающую логичность небольшого мародерства, а потом приумножают его. Как результат, рай, построенный на мелком воровстве, рушится под напором крупного, хотя сумел выстоять стараниями людей под напором стихии (в данном случае — мертвецов). Бессмысленный разгул безумцев впускает толпу мертвецов внутрь укреплений, которые так старательно возводились, а умерший и восставший в виде зомби персонаж поведет за собой толпу прямо к спрятанному сердцу супермаркета, где столь недолго теплилась жизнь.
Символика бьет из этого потрясающего фильма через край: зомби похожи и на манекены, и на простых покупателей, их жизнь столь же нелепа, как и жизнь простого потребителя, даже их потребности схожи! Фильм действительно во много раз глубже, чем этого можно было бы ожидать от зомби хоррора. Браво, Ромеро!
9,5 из 10
Mr Basil
Цель жизни — выжить.
Каждый из нас, хотя бы на минуту, задумывался о том, в чем его, так сказать, предназначение. Или лучше, наверное сказать, что человеку нужно от жизни. Деньги, слава, счастливый брак, особняк с прислугой, автомобиль? Бьюсь об заклад, что об этом же рассуждали и думали герои фильма. Пока однажды им на головы не свалился конец света в образе ходячих мертвецов. Люди начали пожирать друг друга (как в прямом смысле слова, так и в переносном), хаос начал распространятся с большей скоростью, чем неизвестный вирус. Любой человек всегда захочет спасти свою шкуру, забыв при этом о душе.
И вот, герои попадают в супермаркет, в котором есть все, что только душе угодно — бери не хочу. Но это уже никому не нужно, люди хотят просто выжить… поначалу. Естественно, человеческая натура и здоровая жадность берет вверх над здравым смыслом и вместо спасения бегством герои непосильным трудом делают из огромного супермаркета форт повышенной комфортабельности. Все прелести мира, когда либо сделанные человечеством попадают им в руки.
Но природой заложена еще одна загадка: вроде бы есть все, но все равно человеку чего-то не будет хватать. Герои понимают, что все сокровища супермаркета — это ничтожные мелочи обыденности. Когда восставшие из мертвых бизнесмены не замечают разбросанные по всюду деньги, женщины с хрустом топчутся по флаконам дорогих духов, дети проходят мимо горного велосипеда понимаешь, что все эти финтифлюшки — ничто по сравнению с вечностью. Этими кадрами мр. Ромеро точно показал всю никчемность наших жизненных целей.
Сам же фильм вышел не страшным, хоть и некоторые моменты заставляют зрителя напрячься или затаить дыхание. Это скорее не ужастик, а фильм-катастрофа, только вместо природных катаклизмов, нашествие оживших трупов. В картине не столько обращаешь внимание на зомби (среди которых попадаются и забавные индивиды), сколько на взаимоотношения героев друг с другом и внешним миром. И после просмотра зритель понимает по крайней мере две простые истины: смерти не важно у кого сколько денег или кто как сильно счастлив — главное итог жизни; и при любой опасности основным врагом человечества будут люди.
9 из 10
MrDovakin
История одного универмага в период нашествия живых мертвецов
Джордж А. Ромеро. Человек, фактически, переосмысливший и с ноля создавший мир зомби, который мы видим на экранах и по сей день. Живые мертвецы, ставшие такими в результате воздействия неизвестного вируса — такой сюжет эксплуатируется и поныне. И выпущен этот вирус был в 1968 году.
Спустя 10 лет, после скандалов и разборок связанных с «Ночью живых мертвецов», Ромеро все же снимает продолжение истории о постепенном упадке человечества. Бюджет был намного больше чем у «Ночи» но тем не менее символический по нынешним меркам — 1.500.000$. Нынче за такие деньги снять хорошее кино удается очень немногим.
Но это был и остается принцип Ромеро — никогда не снимать фильмы про зомби за большие деньги. Год назад он сказал, что большие бюджеты погубят жанр… Может быть он и прав… А может быть время не остановить и скоро жанр исчезнет как зомби, которому нечем больше питаться. Очень не хотелось бы.
Но как бы там ни было, «Рассвет мертвецов» — культовый фильм и одно из лучших творений режиссера. Мастерское, артхаусное, сатирическое и что самое главное — независимое! Ромеро снимал так, как он видел. Проблемы тогдашнего общества, осуждение моральных принципов, сатира на политику и религию — вот что скрыто под покровом зомбиапокалипсиса, практически во всех творениях Ромеро.
Сюжет повествует о постепенно разрушающемся мире. Люди воюют между собой, бандиты зверствуют хуже обычного, полиция и военные не в силах сдержать преступность и живых мертвецов, которых с каждым днем больше и больше.
Девушка с радиостанции, двое военных и пилот вертолета решают спастись и улететь подальше от разъяренной толпы живых и мертвых. По пути из-за нехватки бензина, они садятся на крышу гигантского торгового центра.
Осмотрев помещение, в котором почти все нетронуто мародерами и в котором гуляют толпы зомби, четверка решает обустроить там себе гнездышко и жить…
И вот тут встает первый аспект фильма — попытка из хаоса создать порядок, идиллию в полнейшем разрушении. Найти место в котором можно пожить спокойно хоть день. Ибо в этом мире, никто ничего не планирует — все живут день за днем. И каждый прожитый день — дар Божий.
Но смысл как раз в том, что нет ее — нет этой идиллии. В этом мире боятся стоит не мертвых — мертвецы лишь вспомогающий рычаг для движения сюжета. Главное звено, из-за которого рушится все — и в фильме, и в реальности — люди.
И вот это Ромеро показывает великолепно. Он срывает с лидей маски и обнажает их истинную сущность. Звери… Жертвы… Мертвые… Воскресшие… Таков теперь этот мир.
Человеческий характер очень непредсказуем. И его перемены, его разнообразие можно очень хорошо разглядеть во время ситуаций из ряда вон выходящих. Воскресшие трупы, поедающие живых — чем не подходящий случай для проявления человеческих качеств?
Самый сильный в фильме — 30-минутный финал. Он, по-полной, раскрывает тему безысходности, которую режиссер раскрывал медленно но уверенно весь фильм. Резко, смело, кроваво. Печально, страшно и даже глупо. Глупо, что вместо объединения ради войны с общим противником, люди воюют между собой. Глупо, что люди не учатся на ошибках. Глупо, что люди не меняются…
Именно посыл в этом фильме — самое главное. не экшен, ни толпы зомби, ни даже грим или визуал. Именно смысл и посыл.
Насчет всего вышеперечисленного — для 1.500.000$ и 1978 года все очень даже неплохо. Грим зомби стандартный и сейчас этим никого не испугаешь но в 1978 это было жутко и даже очень. Расчлененка и кровь поставлены отлично.
Актеры играют очень хорошо. Музыка на уровне, поддерживает атмосферу. Операторская работа и монтаж также хороши.
Отдельного внимания заслуживает атмосфера фильма. Мрачная, гнетущая, придающая острого ощущения безысходности и того кошмара, который принес зомбиапокалипсис.
«Рассвет мертвецов» — тот идеальный образец зомби-жанра, который один единственный и неповторимый. Стильный, атмосферный, с огромным смыслом и правильным посылом. Идеальный во всех отношениях, ставший настоящей классикой жанра. Хардкорный и жестокий во всех аспектах. По-настоящему великолепное кино!
9 из 10
стр 1 стр 2 стр 3
| |