Одержимая / Possession (1981)
Название: Одержимая
Оригинальное название: Possession
Год выхода: 1981
Жанр: ужасы, драма
Режиссер: Анджей Жулавски
В ролях: Изабель Аджани, Сэм Нил, Маргит Карстенсен, Хайнц Беннент, Йоханна Хофер, Карл Дюринг, Шон Лоутон, Майкл Хогбен, Максимилиан Рютлайн, Томас Фрей
О фильме:
Вернувшись домой из длительной командировки, Марк обнаружил, что за время своего отсутствия стал для жены Анны совсем чужим человеком. Он решает узнать всю правду. Но постепенно выясняется, что речь идет о чем-то большем, чем простая любовная интрига. С каждым днем супруги все глубже погружаются в пучину безумия, перерастающего в кровавый кошмар.
Серебряная премия за лучшую женскую роль (Изабель Аджани), 1981г.
Страна: Франция, Германия (ФРГ)
Продолжительность: 02:03:42
Перевод #1: Профессиональный (двухголосый закадровый)
Перевод #2: Авторский (одноголосый закадровый) А.Алексеев
Самая короткая и самая хвалебная рецензия
Польский режиссёр Анджей Жулавский снимал «Одержимую», будучи в процессе развода с женой. Так что это — отчаянный крик в пустоту разочарованного и несчастного человека.
Семейная драма — едва ли не самая тривиальная вещь в мире; но «обычные» люди реагируют на неё депрессией, запоем, наркотиками или беспорядочными связями; этот же человек смог выплеснуть своё растерзанное «Я» через нечеловечески сильную игру потрясающих Сэма Нила и Изабель Аджани, доведя до истерики и актеров, и каждого, кто посмотрел это кино
Не в этом ли задача искусства — оставить в душах созерцающих глубочайший след, неважно, восторгом или отвращением он окрашен
10 из 10
Психоз и одержимость!
Даже не знаешь, что и написать о таком сложном, неоднозначном фильме, который больше задает вопросы, нежели дает ответы. Уж точно знаю одно, что во второй раз смотреть я его не буду. От первого сдавило в висках, и участилось сердцебиение. А потом я долго отходила.
Т. н мистика, сама одержимость, и чудища были восприняты мною как некая аллегория. Олицетворение того, что происходит с обезумевшей женщиной-истеричкой, когда она впадает в дикие крайности из-за неудовлетворенности, и порождает тем самым чудовищные последствия.
Не думала, что настолько страшно может выглядеть разрушенный брак, в котором нет любви, но живет и процветает одержимость и безумие. Изабель Аджани блестяще сыграла роль психически-неуравновешенной нимфоманки. Ведь если исследовать психологию некоторых нимфоманок,(плюс истеричек) то, они реально выглядят так. Низкая самооценка в совокупности с болезнью толкает их на то, что они готовы даже лечь под чудище.
Я знаю, что многих раздражает некоторая театральность в исполнении Изабель Аджани. А меня раздражает не это. Театральность тут как раз таки необходима, ибо персонаж у Аджани-классическая психопатка. Экзальтированная до безобразия.
А вообще, это конечно ужас в чистом виде. Надо быть очень смелой, чтобы, будучи по природе своей эмоциональной, чувствительной, взяться за такую роль. Я смотрела на игру Изабель, и под конец мне просто стало плохо. Особенно неприятно от сцены в метро. Было желание ее перекрутить. А когда я ее показываю друзьям, они очень часто просят выключить, не досмотрев до середины.
Думаю, многим она запомнилась как самая шокирующая. По мне это и был высший пилотаж актерской игры. Сыграть подобное безумие так естественно, не боясь выглядеть абсолютно отвратительной, устрашающей, при этом являясь одной из самых красивых женщин на земле-это смелый шаг.
Это очень мрачный, не адекватный, странный, и шокирующий фильм, который я бы не советовала смотреть для слабонервных. Это просто вынос мозга, да и всей съемочной группе можно сказать только «Браво!». Последний раз (имеется в виду до просмотра «Одержимой»), я была настолько шокирована жесткой подростковой драмой «Признания».
Но, у «Одержимой» эффект даже похлеще. Это совершенно не классический ужастик. Фильм начинается как бытовая мелодрама о муже и жене, у которых стандартные семейно-бытовые и брачные проблемы. Позже все обретает настолько устрашающий оттенок психоза, что становится страшно.
Но, этот страх совершенно отличается от того страха, который ты испытываешь например при просмотре стандартного фильма ужасов. Напугался, глаза закрыл в особо неприятных моментах, и через полчаса забыл. Нет, такого рода фильмы проникают в тебя, насилуют твою психику, и наполняют очень противоречивыми, абсолютно сложными чувствами.
Реакция тяжелая после просмотра. Выносить какие-то вердикты, и рассуждать на тему, что нам хотел раскрыть и до нас донести режиссер, отнюдь нелегко.
Определенно, Жулавски дает нам образы, показывает события, иррациональные ситуации, и пытается тем самым натолкнуть на философские размышления об отношениях. Об одержимости. Ведь это понятие знакомо многим. У каждого своя обсессия, своя зависимость. Только вот что получается, когда допускаешь ее прогрессирования. Не держишь себя в руках, а даешь ей возможность поглотить тебя, целиком и полностью. Сожрать в тебе все человеческое. Страдания, страхи, ужас, истерия, срывы и безумие показаны отлично. Кто-то может сказать, что утрировано. А по мне, самая что ни на есть одержимость.
Изабель Аджани просто потрясна.
Во что веришь ты?
Безумие всегда затягивает как болото. Сначала ты вроде бы только промочил ноги, но проходит время и на поверхности густой вонючей жижи перестают появляться даже пузыри.
Жулавски на протяжении своей «Одержимости» пытается найти ответ на вопрос что же такое вера, надежда и любовь, призывая в свидетели слепой случай. Но вера абсурдна, надежды нет, любовь отравлена, а герои мертвы еще задолго до решающей битвы. «Там было только его тело, куда же делась душа?»
Души главных действующих лиц давно отправились на поиски собственного рая, оставив тела и рефлексы прежних владельцев во власти разложения. Ненормальна страсть Марка к Анне, страсть Анны к своему сумасшествию, пристрастие Генриха к своим наркотическим идеям. И эта одержимость щупальцами осьминога обвивает сознание и нет выхода, и нельзя вырваться.
Нужно быть очень искушенным зрителем и очень глубоко мыслить, чтобы отодрать внешнюю метафорическую оболочку происходящего от главной идеи «Одержимости». Что нёс людям, сидящий по ту сторону объектива, Жулавски, во имя чего пела свою истерику Аджани, по ком сходил с ума Нил? Что за аллегория скрывается за потоком отвращения, внушаемого фильмом?
Что символизируют малиновые носки тайного агента? А может, благодарный зритель зря ломает голову, разгадывая ребусы автора. Может, нет никакой загадки, а есть только фантазия художника, который не пишет слой за слоем, а рисует ярко, размашисто и без подмалёвка, вываливая своё собственное тайное безумие на всеобщее обозрение.
Сэм Нил и Джек Николсон на протяжении всей своей кинематографической карьеры безуспешно сражаются друг с другом за звание самого главного сумасшедшего киноэкрана. Безуспешно, потому что сделать выбор невозможно. И у Жулавски каждый бесподобен. Нил — идеальный кандидат на роль безумного мужа. Аджани просто великолепна и в отвратительном сумасшествии и в непорочной чистоте. Она практически не моргает, а значит фактически не врет.
Бывают фильмы, в которых финальных титров ждёшь как глоток свежего воздуха после многих лет заточения в душном и сыром подвале, а когда экран гаснет, понимаешь, что дышать полной грудью всё равно не можешь. Это про «Одержимость».
9 из 10
Два часа отчаяния
Мне импонирует именно этот перевод названия, а не более известное «Одержимая бесом». Я считаю, что каждый из героев фильма был по-своему одержим — Марк своей женой, его жена Анна — верой и искуплением своих грехов, а ее любовник Генрих — своими желаниями. За два часа в фильме я увидела столько человеческого душевного страдания, что даже моя часа эмоций была переполнена. Мы все привыкли смотреть на физическую жестокость в кинокартинах, но сложно привыкнуть к эмоциональным истязаниям.
Режиссеру фильма удалось в гиперболической форме передать все страдания, которые одолевают душу человека на протяжении его существования. Если бы наша память не спасала нас, помогая забыть самые ужасные моменты из нашей жизни, мы бы подобно Анне бились в конвульсиях о стены подземки, нас бы тошнило от самих себя и мы бы не отличали реальность от фантазии.
Это фильм об одержимости противоположным полом. О том, как для нас важно получать удовольствие любым способом (тут стоить вспомнить монстра, который удовлетворял желания Анны). Также здесь говорится о том, что в реальности людьми движет именно недопонимание и бездна между ними с каждым днем становится все больше, что заставляет их прыгать в темную пучину, ломая при этом все свои кости.
Образ умалишенной истерички очень к лицу Аджани, красота которой была просто невероятной даже в таком нелестном амплуа. А роль Марка, я считаю, является самым ярким кинообразом Сэма Нила. Фильм мне понравился, может из-за своей незаурядностью, а может из-за того, что я просто обожаю такие странные истории. В любом случае, он стоит потраченных двух часов.
История безумия
Долго откладывала просмотр данного фильма, но все же, наконец собралась с силами и посмотрела.
Все надежды полностью оправдались, и даже слишком.
Больная, пронизывающая до глубины души атмосфера — погружает нас в водоворот странных и местами абсурдных событий.
Анна колеблется между семьей и любовником. Когда приезжает ее муж Марк, вопрос становится ребром. Он узнает об измене, и тогда Анна уходит из дома, оставляя своего маленького сына. Но на самом деле Марк, даже и не подозревает, с кем живет его жена, и чем она занимается.
Изабель Аджани — играет настолько натуралистично, что по моему еще нигде в кино, так чисто и слаженно не изображали безумие, депрессивную паранойю, нервозность.
Сцена в метро, в особенности заставила содрогнуться, были моменты, когда просто хотелось поставить фильм на паузу, и удалить. В «Одержимой» присутствует и раздвоение личности, и невыносимая меланхолия, апатия и отвращение.
Много насилия, много крови, много ненависти. Анджей Жулавски снял атмосферный арт — хаус, с примесью ужасов, который обрушивается на нашу психику массивным кровавым ливнем.
9 из 10